АМО "Сельсовет Цизгаринский"
Администрация муниципального образования "сельсовет Цизгаринский" Дахадаевского района Республики Дагестан

История

У подножия горы «Къяба-дубура», на высоте 1500 метров над уровнем моря расположено селение Цизгари. На западе Цизгари граничит с земельными угодьями села Уркарах, на севере с селением Цураи, на юге с селением Шадни, на востоке с селением Верхнее Викри.

К настоящему времени в научно-популярной литературе отсутствует единое мнение о происхождении села. Исследователь Каба-Даргинского союза сельских обществ Б.Г. Алиев в своей работе пишет, что Цизгари образовалось в результате объединения двух поселений «Г1яя» и «Г1яйша», располагавшихся к югу нынешнего Цизгари по обеим склонам ущелья «Х1ябкъатти».

О раннем проживании людей на данной территории свидетельствуют развалины домостроений и надмогильные плиты древних захоронений с неизвестными, т.е. не арабской письменности, надписями.

У Цизгаринцев существует (бытует) притча, в которой рассказывается о том, почему данные поселения превратились в развалины и куда делись жители этих поселений.  

В одной знатной семье одного из жителей поселения «Г1яйша», что на восточном склонеущелья «Х1ябкъатти», росла очень красивая, добропорядочная, работящая дочь по имени Айшат. Ее красоте завидовали все женщины обеих поселений и о ней «мечтали» все молодые парни обеих поселений. Но по велению судьбы ли, или по чьему-то проклятию, с ней случилось несчастье.

Дело в том, что горянки, стесняясь часто берут пальцы рук в рот, т.е. прикрывая рот грызут ногти. И она тоже, оказавшись в такой ситуации, отгрызла и проглотила ноготь. А по поверью ноготь вызвал брожение в желудке и его вздутие. По поселениям пошли слухи о безнравственном поведении и внебрачном зачатии.

Горские неписаные законы были очень жестоки, и отец с братьями решили «смыть позор» убийством дочери и сестры. Что и былосделано. Но перед смертью Айшат прокляла жителей поселений и сами поселения из-за того, что ее, безвинную, приговорили к смерти в расцвете жизни, т.е. лишают жизни. Она в своем проклятии вызвала своеобразные дожди: на поселение «Г1яйша»- змеиный дождь, а на поселение «Г1яя»-камменный дождь. Как только тело Айшат покинула душа, т.е. умерла, прошли эти дожди, и люди, испугавшись гнева небесного, покинули места своего проживания и перебрались на новое место, чуть севернее своих поселений. Новое место жительства (поселение) назвали «Ц1изгъари», что означает «новое поселение».

Бытует еще одно поверье, или высказывания старожилов, о том, что жители названых выше поселений на пятничную молитву приходили в мечеть, села, названного переселенцами «Ц1изгари», значит, на этой местности проживали мусульмане, принявшие ислам раньше нижних поселений. В верхней части села (хъарша) при строительстве жилых домов или при ремонте встречаются погребения (могильники) немусульманской культуры. Значит, до исламизации Цизгаринцы исповедовали христианство.

Как и другие села Дагестана, Цизгари было завоевано и разорено иноземными захватчиками. Старожилы рассказывают предания о нашествии Надиршаха в первой половине 18 века. На восточной стороне села имеется стела, т.е. надмогильный памятник, посвященный жертве надиршаховцев женщине по имени Патимат, которую растоптали конницей вместе с козой (она пасла козу в этом месте). По этой причине святилище называется «Кьяца Пат1имала х1яб». А в самом селении завоеватели собрали всех детей села и в центре села на токе растоптали их конскими копытами. Это свидетельствует тому, что Цизгаринцы оказали ожесточенное сопротивление завоевателям.

Несмотря на тяжелые испытания, самобытная культура Цизгаринцев продолжала развиваться: обрабатывали земельные угодья, из дерева готовили домашнюю утварь, шили одежду из шкур домашних животных, овчин, возводили из камня дома с плоскими крышами, изготавливали воловью упряжь, арбы, волокуши и другие хозяйственные приспособления для ведения хозяйства.

Животноводство – вторая издревле главная отрасль хозяйства. Разводили коров, буйволов, овец, коз, лошадей.

Прекрасна природа села Цизгари. В восточной стороне села

возвышается гора «Цурадаг» (она же «Сенгерла Муза»), с вершины которой как на ладони хорошо просматривается территория почти всего Дахадаевского района. Панорама охватывает все до Каспийского моря.

Белые вершины хребта Дюльтидага кажутся отсюда гигантскими белыми свечами, вздымающимися в небо. Кругом видны села Сергокалинского района, Каякентского района, Дербентского района, Кайтагского района, Дахадаевского района.

Недалеко от села у подножия горы «Къяба» берет начало река Артозень. Крестьянские водяные мельницы встречаются в каждом населенном пункте, расположенном по долинам рек. Многое напоминает о былом развитии сельского хозяйства у Цизгаринцев. Даже одно из ущелий называется Мельничным. Находится оно в окрестностях села в долине реки Артозень . На отрезке примерно 1,5 км в недавнем прошлом было около десяти мельниц. Место, где тяжёлые каменные жернова вращала вода Артозена, Цизгаринцы называют «Шинкьа къатти». «Шинкьан» -мельница, «къатти»-ущелье.

Сейчас здесь остались только фундаменты да железные трубы.

Документы

  • Все документы
  • Локальные
  • Отчёты

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie